Ты живешь только в той мере, в какой ты осознан. Осознанность — это ключевое различие между жизнью и смертью. Просто дышать или иметь бьющееся сердце недостаточно для того, чтобы считать себя живым. Даже в больнице можно поддерживать физиологическую жизнь без сознания.
Становясь более осознанным, ты становишься более живым. Жизнь — это и есть Бог, и другого Бога не существует. Поэтому Будда акцентирует внимание на жизни и осознанности. Жизнь — это цель, а осознанность — это способ, метод для ее достижения.
Единственное, что тебе нужно освоить, — это наблюдение. Наблюдай! Следи за каждым своим действием, каждой мыслью, каждым желанием. Обращай внимание даже на мелкие жесты: как ты ходишь, говоришь, ешь или принимаешь ванну. Наблюдай во всем и всегда. Пусть каждое мгновение станет возможностью для наблюдения.
Не ешь механически; не просто заполняй себя пищей — будь внимателен. Жуй медленно и осознанно... и ты удивишься, сколько удовольствия ты упускал раньше, ведь каждый кусок станет источником огромного удовлетворения. Если ты ешь с осознанностью, еда будет гораздо вкуснее.
Вдыхай ароматы, ощущай прикосновения, чувствуй ветер и солнечные лучи. Смотри на луну и стань безмолвным зеркалом для наблюдения — тогда луна отразится в тебе в своей безграничной красоте.
Двигайся по жизни с полной осознанностью. Ты будешь забывать об этом снова и снова. Не расстраивайся из-за этого; так устроена жизнь.
Запомни: когда ты вспоминаешь о том, что забыл наблюдать, не сожалей и не кори себя; иначе это будет пустая трата времени. Не думай: "Я снова упустил момент". Не считай себя грешником и не осуждай себя — это лишь потеря времени. Никогда не сожалей о прошлом! Живи настоящим моментом.
Первый шаг к осознанности заключается в внимательном отношении к своему телу. Постепенно человек начинает замечать каждое движение и жест. С ростом осознанности происходит удивительное: многие привычные действия теряют свою значимость. Тело становится более расслабленным и гармоничным, внутри воцаряется глубокий покой, а тонкая музыка жизни начинает звучать.
Затем следует обратить внимание на свои мысли — они более тонкие и, безусловно, могут быть опаснее. Осознавая свои мысли, ты удивишься тому, что происходит внутри тебя.
Чудо осознанности заключается в том, что для изменения достаточно просто стать внимательным. Наблюдение само по себе меняет всё. Постепенно хаос мыслей уходит, они начинают упорядочиваться и превращаются в нечто более целостное. В результате приходит более глубокий мир.
Это самый тонкий и сложный аспект, но если ты научишься осознавать свои мысли, это станет лишь следующим шагом. Потребуется немного большей внимательности, и ты начнешь осознавать свои настроения, эмоции и чувства.
Когда ты осознаёшь все три этих слоя, они соединяются в единое целое. Когда они начинают действовать в гармонии и вибрировать вместе, ты ощущаешь их музыку как оркестр. И тогда происходит четвёртое — это дар целого, который приходит сам по себе. Это награда за выполнение трёх шагов. Четвёртое — это предельная осознанность, которая пробуждает человека. Он начинает осознавать свою собственную осознанность — это и есть пробуждение. В таком состоянии человек постигает блаженство. Блаженство — это цель, а осознанность — путь к ней.
Действуй и говори с полной осознанностью, и ты ощутишь значительные изменения в себе. Сам факт осознания преобразует твои действия. Тогда грехи не будут возникать. Не нужно себя контролировать; контроль — это лишь суррогат осознанности, который малоэффективен. Если ты осознаёшь свои эмоции, то гнев не возникнет; они не могут сосуществовать. В состоянии осознанности исчезают негативные эмоции.
Что бы ты ни делал, постоянно напоминай себе об этом: когда ешь — осознавай себя, когда идёшь — осознавай себя, когда слушаешь или говоришь — осознавай себя. Когда приходит гнев, просто осознавай его. Это постоянное напоминание о себе создаёт в тебе тонкую энергию.
Осознанность — это то, что делает тебя хозяином своей жизни. И когда я говорю "хозяином", я не имею в виду контроль. Быть хозяином — значит быть в постоянном присутствии. Что бы ты ни делал или не делал, одно должно оставаться в твоем сознании: ты просто есть.
Ты сталкиваешься с гневом, жадностью и другими эмоциями, потому что внутри тебя есть слабость. Проблема не в этих эмоциях, а в твоей уязвимости. Когда ты становишься сильным и ощущаешь свое внутреннее присутствие, твои энергии начинают сосредотачиваться и кристаллизоваться, формируя истинное "я". Это не эго, а подлинное "я".
Научись расслабляться. Не стремись изо всех сил, потому что именно в расслабленном состоянии ты можешь осознавать себя. Будь спокойным, тихим и молчаливым.
Что вызывает твое напряжение? Это отождествление с различными мыслями и страхами — смертью, потерей, финансовыми проблемами. Эти напряжения влияют на твое тело, потому что ум и тело представляют собой единую систему. Когда ум напряжен, напряжение передается и телу.
Человек осознанности действует осмысленно. Человек неосознанный действует механически, как робот — он реагирует на внешние обстоятельства.
Когда кто-то оскорбляет тебя, ты реагируешь на это гневом — это не действие, а реакция. Ты становишься марионеткой, управляемой другими. Они нажимают на кнопки, и ты включаешься или выключаешься, как машина.
Кто-то хвалит тебя, и ты чувствуешь себя великолепно. Затем кто-то критикует, и ты падаешь духом. Ты не владеешь собой; любой может сделать тебя грустным или рассерженным, а другой — возвысить до небес. Ты действуешь в соответствии с манипуляциями окружающих, но это не настоящее действие.
Совесть — это инструмент манипуляции, который навязывают тебе другие. С детства тебе говорят, что правильно, а что нет. В этом уязвимом возрасте на тебе оставляют отпечаток своих идей. Эта обусловленность называется "совестью" и продолжает контролировать твою жизнь. Совесть — это стратегия общества для твоего подчинения.
Будды обучают нас осознанности. Осознанность подразумевает, что ты не ищешь внешних указаний на то, что правильно или неправильно. Важно обратиться внутрь себя. Внутреннее путешествие само по себе достаточно — чем глубже ты погружаешься, тем больше открывается твоё сознание. Когда ты достигаешь своего центра, ты наполняешься светом, и тьма исчезает.
Единственный грех — это неосознанность, а единственная добродетель — осознанность. То, что невозможно сделать без неосознанности, является грехом. То, что возможно только в состоянии осознанности, — это добродетель. Убийство или насилие невозможно, если ты осознан. Все акты насилия, кражи или мучений невозможны в состоянии осознания. Только в тёмной неосознанности могут проявляться различные негативные качества.
Помни, что даже твои добродетели не будут истинными, если ты неосознан. Как можно быть добродетельным без осознания? За твоими добрыми поступками может скрываться огромное эго — это неизбежно.
Даже святость, достигнутая с трудом, оказывается тщетной. Она не приносит простоты и смирения, не даёт того глубокого опыта божественности, который приходит только с исчезновением эго. Ты можешь вести жизнь святого, но внутренне оставаться таким же бедным, как и любой другой, живя бессмысленным существованием.
"Хороший человек" не обязательно осознан. Он старается быть хорошим и борется с плохими качествами — ложью, воровством и насилием. Эти качества существуют в нём, но подавлены и могут внезапно проявиться.
Хороший человек легко может стать плохим, поскольку подавленные качества остаются в нём. Если он перестанет бороться с ними, они немедленно выйдут наружу. Его добродетели выработаны усилием, а не естественны. Он изо всех сил пытается быть честным и искренним — это утомительно.
Такой человек всегда серьёзен, потому что боится своих подавленных качеств и желает признания за свои добрые поступки. Он стремится к респектабельности.
Хороший человек вынужден постоянно выбирать между добром и злом; плохое для него остаётся искушением. Это постоянная борьба — его жизнь не наполнена радостью; он не может смеяться от души или танцевать. Его ум полон осуждения — он судит других по своим критериям и не может принимать людей такими, какие они есть.
Истинно религиозный человек свободен от суждений и осуждения.
Существует лишь один способ выйти за рамки "хорошего человека": это привнести больше осознанности в свою жизнь. Осознанность не нужно приобретать — она уже внутри нас, её нужно лишь пробудить.
Религии часто остаются на уровне моральных кодексов. Эти этические нормы полезны для общества, но не для индивидуальности. Они создают удобства для совместного существования. Если каждый начнёт воровать или лгать, жизнь станет невыносимой. На базовом уровне мораль важна для общества, но не является религиозной революцией.
Выходи за пределы привычного понимания хорошего человека. Ты не будешь ни хорошим, ни плохим — ты станешь просто осознанным и внимательным, и всё, что последует, будет естественно хорошим. В состоянии полной осознанности ты обретёшь качество божественности, а доброта станет лишь побочным эффектом этого состояния.
Религии учили тебя быть хорошим, чтобы однажды ты смог найти Бога. Но это невозможно: ни один хороший человек ещё не обнаружил божественность. Я предлагаю противоположный подход: найди божественность, и добро придёт само собой. Когда добро приходит естественно, оно наполнено красотой, изяществом и скромностью; оно не требует награды ни здесь, ни в ином мире — оно само по себе является наградой.
Я хочу, чтобы ты мог находиться среди людей и оставаться при этом медитативным. Чтобы ты мог общаться, любить и взаимодействовать с миллионами людей, которые обогащают твою жизнь, но при этом умел закрывать двери и иногда отдохнуть от всех отношений... чтобы общаться и с самим собой.
Общайся с другими, но не забывай о себе. Люби других, но также люби себя. Иди в мир! Он прекрасен и полон приключений; это вызов, который обогащает. Не упускай возможности — когда мир зовёт тебя, выходи смело. У тебя нет ничего терять, а получить можно всё. Но не теряйся в этом — иногда возвращайся к себе. Забывай о мире на мгновения медитации. Каждый день, чтобы сохранить равновесие, нужно уравновешивать внутреннее и внешнее; они должны быть в гармонии, чтобы избежать однобокости.
Согласно древним тибетским писаниям, Бог приходит много раз, но никогда не находит тебя там, где ты есть. Он стучит в двери, но хозяина нет дома — ты всегда где-то ещё. Ты действительно дома или где-то в другом месте? Как может Бог тебя найти? Не нужно стремиться к нему — просто будь дома, и он найдёт тебя. Он ищет тебя так же, как ты ищешь его. Просто оставайся на месте, чтобы он мог тебя обнаружить, когда придёт. Он стучит миллионы раз и ждёт у дверей, но тебя никогда нет дома.