Божества большинства языческих религий обладают ярко выраженной человечностью. Скандинавские боги, как и обычные люди, имеют свои желания и страсти, могут испытывать боль и даже умирать. Основное отличие богов от смертных заключается в их могуществе и сверхъестественных способностях. Их мышление практически не отличается от человеческого.
Боги скандинавского пантеона оказываются ближе к человеку, чем боги греческого Олимпа, так как их появление в этом мире объясняется естественными процессами. Великан Имир «возник» из росы, нагретой южным воздухом. Из его пота родились первые мужчины и женщины-великаны (в виде однополых существ), а его ноги стали источником шести голов чудовища-великана, что положило начало роду инеистых великанов.
Прародитель Асов появился из соленого камня, покрытого инеем, который лизала чудесная корова Аудумла (как и Имир, она возникла из росы). В отличие от первого Ётуна, существо, появившееся из камня, обладало не только силой, но и привлекательной внешностью. В мифах его называют Родителем.
ОДИН – Всеотец, верховный бог; аналог германского Вотана (Водана). Археологические находки подтверждают, что культ Вотана был распространён среди саксов, франков, англов, вандалов и готов. Один олицетворял мудрость и верховную власть, хотя не всегда занимал главенствующую позицию. После великого переселения народов Один постепенно вытеснил традиционно главного громовержца индоевропейской мифологии (в Скандинавии это Тор). Он не только занял «престол» Тора, но и взял на себя значительную часть его полномочий, став покровителем воинов.
Один появился на свет от великанши Бестлы и единственного сына Родителя – Бора, также известного как «Рожденный». У Одина есть братья – Вили и Ве. Согласно более ранним преданиям, отцом Одина считали Тора, однако со временем сам Тор стал сыном Одина. Кроме того, скандинавы также относили к сыновьям Одина Вали, Видара и Бальдра.
Ключевыми атрибутами Всеотца являются копье Гунгнир, которое никогда не промахивается. Это копье символизирует военную власть и магию. Один традиционно воспринимается как сеятель раздоров и конфликтов. Именно с броска Гунгнира Один начал войну между Асами и Ванами, что положило конец Золотому веку процветания. Кроме того, Один стал инициатором множества междоусобиц, включая конфликт между конунгами Хедином и Хёгни.
В «Речах Высокого», записанных в «Старшей Эдде», рассказывается о жертвоприношении Одина, когда он пронзил себя собственным копьем и провисел девять дней и ночей на ветвях всемирного Древа Иггдрасиль. Эта жертва позволила Всеотцу обрести мудрость, знания рун и возможность перемещаться между мирами; с «трона» в Вальхалле он мог видеть и знать обо всем, что происходит в девяти мирах.
Один, вместе с братьями Вили и Ве, стал создателем Мира, включая Мидгард, а также создал первых людей – мужчину Аска и женщину Эмблю – из обрезков дерева. Согласно «Прорицанию Вёльвы», Один погибнет в битве с волком Фенриром во время Рагнарёка.
Локи – злокозненный ас с необычным характером, которому трудно найти аналогии в других мифологиях; он уникален в своем роде. Локи оставил след в множестве сказаний, пословиц и поговорок, однако свидетельств поклонения ему не найдено. В мифах Локи часто сопровождает Тора в его путешествиях.
Локи имеет прямую родственную связь с Ётунами и другими хтоническими существами, что делает его действия направленными на разрушение установленного порядка и возвращение к Хаосу. Он регулярно втягивает Асів в авантюры, но одновременно помогает им выбраться из сложных ситуаций, обманывая своих кровных родственников-великанов. Главные черты Локи – хитрость, изворотливость, коварство и, что немаловажно, чувство юмора (иногда довольно черного).
Образ Локи является довольно сложным и, похоже, не представляет собой собирательный характер, а скорее олицетворяет archetype озорника-трикстера. Локи был женат на великанше Ангрбоде, от которой у него родились три ужасных существа, связанные с наступлением Конца Мира: сине-красная Хель — владычица подземного мира, куда попадают все, кто не пал в бою и не оказался в Вальхалле у Одина, волк Фенрир и Ёрмунганд — мировой змей. Четвертой женой Локи стала богиня Сегун, которая подарила ему сыновей Нари и Нарви.
Локи обладает способностью превращаться в животных. Один из мифов повествует о том, как он превратился в кобылу, чтобы отвлечь коня великана, который его преследовал, и таким образом зачал и родил восьминого коня по имени Слейпнир. Позже Один использовал этого коня для своих путешествий между мирами.
ТОР (или Донар) — бог Грома и защитник людей и Асів от злых Ётунов, которые угрожают установленному миропорядку. У скандинавов Тор также известен под именами Веор, Хлориди или Вингир, и ему посвящены поэтические эпитеты такие как «Управляющий козлами», «Сын отца человечества», «Друг людей», «Крушитель головы Хрунгнира» и «Ужас Турсов». Тор является сыном Одина и Ёрд (Матери-Земли).
Тор живет в Трудхейме (Поле Силы). Его атрибуты включают молот Мьёлльнир, перчатки и пояс силы. Изначально молот мог быть каменным, но в более поздних мифах он описывается как железный. Мьёлльнир был выкован карликами (цвергами), как и многие другие магические предметы Асов. В некоторых источниках молот упоминается как золотой, что скорее всего является поэтическим эпитетом. Перчатки необходимы Тору для удержания молота, а пояс силы помогает ему поднять и метнуть это мощное оружие в врага. Молот Тора всегда возвращается к своему владельцу и представляет угрозу для всех хтонических сил, особенно для Ётунов, которые постоянно пытаются похитить его и лишить Тора оружия. Еще одним атрибутом Тора является повозка, которую тянут два козла.
В «Песне о Хюмире» из «Младшей Эдды» подробно рассказывается о том, как Тор вместе с Тюром отправляется к великану за котлом для варки пива к запланированной тризне (пиршеству) Асов, которую должен организовать морской великан Эгир. Перед тем как получить котел, Тору предстоит пройти через серьезные испытания. Первое и самое важное из них — рыбная ловля. Тор оказывается в доме великана Хюмира, и чтобы найти подходящую наживку, ему приходится убить могучего быка. Голова быка становится наживкой, на которую клюет сам Мировой змей. Тор готов уничтожить Змея своим Мьёлльниром, но в этот момент великан испугался и перерезал леску, после чего Змей ушел на дно. Когда Тор пытался зацепить Ёрмунганда своей удочкой, его ноги пробили днище ладьи великана и уперлись в дно мирового океана. После этого Тору пришлось добираться до берега вброд, но перед этим разгневанный Тор дает оплеуху испугавшемуся Ётуну.
Этот эпизод с рыбной ловлей находит отражение в поэзии скальдов, в частности, в «Щитовых Драпах» — песнях, описывающих изображения на драгоценном щите, подаренном скальду конунгом. В этих произведениях момент рыбной ловли представлен еще более ярко, чем в самой «Эдде». Тор и Ёрмунганд обмениваются яростными взглядами, Тор из лодки поднимает Мьёлльнир для решающего удара, а Змей из глубин моря изрыгает на него свои яды. В этом контексте подчеркивается сила Тора, устрашающий облик Змея, уродство великана и взаимное чувство гнева всех троих.
В другом мифе рассказывается о том, как один из козлов Тора стал хромым. Громовержец вместе с Локи отправился на восток, к границе Страны Великанов. Остановившись на ночь в доме великана Эгиля, Тор решил сам приготовить ужин для хозяев (у Эгиля были дочь и сын Тьяльви). Он зарезал своих козлов и сварил их мясо в котле, но когда пришло время ужинать, Тор попросил не выбрасывать кости, а складывать их на расстеленные шкуры. Однако коварный Локи уговорил Тьяльви повредить одну из костей, и сын великана расколол бедренную кость козла своими зубами. Наутро Тор осветил Мьёлльниром шкуры с костями, воскрешая своих животных, и обнаружил, что один из козлов стал хромым. За эту ошибку великан заплатил — Тору пришлось продолжать путь пешком, а Тьяльви с сестрой Рёсквой стали ему слугами.
Тор с спутниками переправились через море и углубились в лес, где их застала ночь. Внезапно началось землетрясение, но среди деревьев они наткнулись на огромное необитаемое жилище, которое оказалось подходящим для ночлега. Утром Тор обнаружил у входа спящего великана — его храп путешественники приняли за землетрясение. Тор трижды пытался убить великана, но его удары Мьёлльнира тот воспринимал как шорох листьев и стук падающих желудей. Когда великан проснулся, выяснилось, что ночлег странников оказался рукавицей великана. Тор был опозорен, но впереди его ожидало еще худшее оскорбление.
Скрюмнир, непробиваемый Ётун, проводил Тора и его спутников до города великанов Утгарда, после чего направился на север. Громовержец же направился к правителю Утгарда, конунгу-великану. В соответствии с правилами гостеприимства, которые запрещали нападения на путников, даже злобные инеистые великаны предлагали «простенькие» состязания своим гостям. Первым в соревнованиях выступил Локи, который должен был одолеть человека по имени Логи (Пламя), но Злокозненный потерпел поражение в поедании. Затем Тьяльви решил доказать, что он самый быстрый бегун на свете, однако его соперником оказался Хуги (Мысль), и он также проиграл. Тор же столкнулся с тремя испытаниями. В первом он пытался осушить рог, один конец которого был опущен в Мировой океан, но не справившись с задачей за три глотка, бросил рог. Затем Утгарда-Локи предложил ему поднять кошку, но это была не простая кошка, а сам Мировой Змей. В третьем испытании Тор сразился со старухой, но чем больше он старался свалить её на землю, тем больше уставал сам. Неудивительно, ведь её звали Старость. Не только Тор, но и хитроумный Локи были обмануты. Хозяин раскрыл свой трюк (поединок не мог быть честным, ведь никто не может победить Огонь в прожорливости, Мысль в скорости и Старость в неизбежности), и оскорбленный Тор задумал месть.
Хотя в большинстве сказаний Тор кажется не самым умным из Асов, «Речи Альвиса» показывают его в ином свете. Когда к дочери Аса сватался цверг Альвис, Тор, как добрый хозяин, устроил пышный ужин и начал расспрашивать гостя о происходящем во всех мирах. Громовержец был возмущен непристойным предложением: Ас не мог допустить брака своей дочери с карликом, но и прогнать Альвиса не имел права. Восхищаясь рассказами цверга, Тор задержался до рассвета, и с первыми лучами солнца карлик превратился в камень. Так коварно Громовержец расправился с недостойным претендентом.
ТЮР — храбрейший из Асов, бог Права и Справедливости; в германском эпосе ему соответствует Тиу. Один из эпитетов Тюра — однорукий. Когда Фенрир подрос, Асы поняли, что он представляет опасность для Мира, и решили заковать его в цепи. Однако волка было непросто обмануть, здесь требовались сила и хитрость. Догадываясь о замысле, Фенрир согласился участвовать в игре с цепями только если один из Асов положит ему в пасть свою руку. Этот рискованный шаг предпринял Тюр, за что и потерял свою правую руку.
С течением времени этот Ас, похоже, утратил многие свои полномочия, и в эпосе ему уделяется незначительное внимание. В мифах Тюр упоминается во время похода Тора к Хюмиру за котлом для пива (Тюр сопровождал Тора). В другом сказании рассказывается о сражении Тюра с псом Гармом, охраняющим Хель, который вырвался из своей пещеры в начале Конца Миров. В этой битве оба падут.
Хеймдалль — «белый» или «светлый» Ас, обладающий способностью предвидеть будущее и исполняющий роль стража богов. Его называют «Златорогим» или «Круторогим», а также «Златозубым». Конь Хеймдалля носит имя Золотая Челка.
Жилище Хеймдалля называется Химибьерг, что переводится как «Небесные горы», и находится рядом с мостом Биврёст, который соединяет Небо и Землю. Этот прочный радужный мост известен как «Трясущая дорога». Именно здесь произойдет финальная битва Асов перед Концом Миров. Когда обитатели Муспель перейдут через Биврёст, мост обрушится. В преддверии Конца Миров Хеймдаллю предстоит сразиться с Локи.
Информация о Хеймдалле в мифологии фрагментарна и изменчива, что затрудняет понимание его роли в пантеоне Асов. Он олицетворял Радугу и лунное божество, символизировал Млечный Путь и солнечный свет, а также мог быть причислен к хтоническим существам. Однако его функция стража Мира Асов не вызывает сомнений.
Эпитет «Златорогий» объясняется некоторыми исследователями зооморфными чертами Хеймдалля, но Золотой Рог необходим ему для оповещения всего мира о приближении Рагнарёка.
Хёнир (или Хенир) — участвовал в создании людей из деревянных фигур, выполненных богами. В качестве заложника, гарантирующего мир после войны между Асами и Ванами, он был передан последним.
Хёнир сопровождал Одина и Локи в различных приключениях, однако его основная роль раскрывается после Конца Миров — он останется жить в обновленном и перерожденном мире.
Бальдр — самый любимый сын Фригг и Одина, самый красивый и добрый из Асов, который, вероятно, имеет самую несправедливую судьбу. Бальдр обитает в чертогах, где нет места дурным поступкам и даже злым мыслям.
В юности Бальдру начали сниться зловещие сны, предвещающие его раннюю смерть. Узнав об этом, Асы решили принять все возможные меры, чтобы защитить своего любимого сына от опасности. Один отправился в Хель, чтобы разбудить древнюю провидицу Вёльву и узнать у нее судьбу мира и участь Бальдра. Вёльва сообщила Одину, что Бальдр погибнет от руки слепого бога Хеда. В ответ на это Фригг обошла все миры и добилась обещания от всех существ — животных, растений и предметов — что они никогда не причинят вреда ее сыну. Однако любящая мать забыла о ветке омелы, о чем хитростью узнал коварный Локи.
Бальдр стал неуязвимым, и Асы начали развлекаться, метая в него копья и стрелы — ничто не могло навредить юному богу. Локи же подговорил слепого Хеда бросить в Бальдра веткой «безобидной» омелы. Эта ветка превратилась в копье и убила Бальдра (копье Одина Гунгнир никогда не промахивается, и метание копья было посвящено Одину; погибшие в битве воины должны были присоединиться к эйнхериям в Вальхалле). Однако Бальдра ждала не Вальхалла, а Хель, так как он не пал в сражении, а стал жертвой забав богов. Убитые горем Асы отправили Бальдра в Мир мертвых на горящей ладье.
Смерть Бальдра стала предвестником гибели всех богов и миров. Но он вернется из Хель в обновленный мир и простит своего невинного убийцу Хеда.
НЬОРД (Ньрд) попал в мир Асов в качестве заложника от Ванов после их междоусобной войны. Он был отцом Фрейи и Фрейра (Госпожи и Господина). В Асгарде Ньорд вынужден был жениться на Скади — дочери великана Тьяцци, потребовавшей выкуп за своего убитого отца (Тьяцци был убит во время почти успешной попытки похищения Идунн). Как и другие Ваны, Ньорд является божеством плодородия, однако его основная стихия — море. Он покровительствует мореплавателям, рыбакам и охотникам на тюленей.