Быть одушевлённым существом

Предлагаем Вашему вниманию статью, в которой предпринимается довольно смелая попытка исследования и сравнительного анализа понятия био-энергий и принципа био-энергетического (духовного) питания всего одушевлённого (живого и сознающего) через призму сравнительного анализа ведического и святоотеческого понимания. Святоотеческая точка зрения на принцип исхождения энергий благодати (Святого Духа) базируется на богословии святого Григория Паламы в разрезе его труда “О божественных энергиях и их причастии”.

Данный анализ предпринят для лучшего понимания полноты такой специфической категории как био-энергии в разрезе психических и божественных энергий. Дело в том, что в каждой из духовных традиций (ведической и православной) понятие высших энергий отражено по-своему и если в православной традиции акцент делается на понимании принципа движения нетварных божественных энергий Триипостасного Бога Троицы (Отца-Сына-Святого Духа), то ведическая традиция располагает детальным знанием о принципах преломления высших божественных энергий на уровне души и тела через систему меридианов и более тонких проводников.

Таким образом, исследуя две данных системы понимания высших энергий, можно получить более целостное представление о принципе био-энергетического (духовного) питания всего одушевлённого без ущерба для каждой из духовных традиций в отдельности. Данный подход можно считать интегративным.

Понятие энергия уже давно и основательно вошло в обиход современного человека, как то, что определяет некую внутренню силу и мощь чего-либо, котороая обеспечивает любое действие и движение объекта, системы или живого организма. Само понятие энергия дословно и переводится, как действие.

Эне́ргия (др.-греч. ἐνέργεια — действие, деятельность, сила, мощь) - скалярная физическая величина, являющаяся единой мерой различных форм движения и взаимодействия материи, мерой перехода движения материи из одних форм в другие.

Существует множество видов и типов энергии:

Механическая (кинетическая, потенциальная, гравитационная);
Электрическая;
Химическая;
Тепловая;
Световая (Лучистая);
Ядерная (Атомная);
Термоядерная (Термоядерного синтеза).

Кроме данных видов энергии, имеющих отношение преимущественное к неодушевлённым процессам и явлениям, есть несколько видов энергии, присущих исключительно одущевлённым или осознающим, т.е. живым существам. Это:

Биологические энергии;
Психические энергии;
Божественные энергии (нетварные).

Любопытно, что понятие энергия является всеобъемлющим и законы энергии по сути едины для живой и не живой материи. Одним из основополагающих законов энергии, определяющих её накопление и использование, является закон сохранения энергии, который гласит, что в случае, если физическая система является замкнутой, то её энергия сохраняется в этой системе на протяжении времени, в течение которого система будет являться замкнутой.

Применительно к энергиям души (когнитивной сферы), имеющим замкнутость в оболочку восприятия, это значит, что каждая душа получает от рождения неизменный потенциал энергии жизни, который нельзя увеличить или уменьшить, как думают многие, а можно только перераспределять для наиболее эффективного использования. Именно об этом в своё время писал и Зигмунд Фрейд и К.Г. Юнг, говоря о неизменности потенциала психической энергии человека и изменчивости только вторичных форм уже связанной или превращённой энергии.

Слово «энергия» впервые было введено ещё Аристотелем в трактате «Физика», однако там оно обозначало деятельность человека.

Таким образом, все виды энергии, существующие в природе можно условно раздлелить на два вида:

- энергии неодущевлённых процессов, объектов и явлений и
- энергии одушевлённых существ, процессов и явлений (биоэнергии).

Понятие биоэнергий является по сей день самым интригующим и захватывающим в современной науке, поскольку серьёзных подходов к пониманию данной категории до сих пор нет в силу её специфичности и все попытки понимания природы “биоэнергий” осуществляются через призму энергий неодушевлённого мира, а к биоэнергиям это неприменимо, поскольку биоэнергии имеют совершенно иную природу (нетварную).

Применительной к христианству и православию, понятие энергий тварных и нетварных энергий возникает в мистическом учении православия — исихазме на основании различения скрытой сверхсущности Бога и отличной, но неотделимой от Него энергии - как способа отношения Бога к сотворенному миру.

Таким образом, тварные энергии – это овеществлённые или превращённые энергии, присущие всему тварному миру, тогда как нетварные энергии – это по сути первичные энергии божественной благодати, неотделимой от Бога.

В данном исследовании нас будут интересовать в первую очередь не превращённые (тварные энергии) неодушевлённого мира (механическая, электрическая, химическая, тепловая, световая, ядерная и д.р.), а энергии нетварные мира одушевлённого или живого, среди которых наибольший интерес представляют т.н. биологические энергии, психические энергии и нетварные.

Итак, что же такое биологические энергии, присущие только всему живому (одушевлённому) и чем они отличаются от всех прочих видов энергии.

Первым и самым главным отличием всех типов именно биологической энергии всех без исключения живых существ от растений до млекопитающих, включая человека, является то, что вся эта энергия связана с наличием у всех живых существ души и осознания, чего нет у неодушевлённых.

Вторым главным отличием всех типов биологической энергии является то, что она поступает ко всем живым, т.е. одушевлённым и осознающим существам из единого источника сознания и жизни, который именуется высшим осознанием, Духом или, Богом и транслируется в виде импульсов жизни, эманаций, команд, благодати и т.д.

Таким образом, биологическая энергия, как энергия осознания и жизни, в отличие от других свободных энергий, существует только в организме живых (одушевлённых) существ человека. Вот почему именно биологическая энергия — это основа психофизического потенциала любого живого организма.

Можно сказать, что биологическая энергия, обеспечивающая рост, развитие и эволюцию всех живых существ и организма человека не едина, а представлена разными типами энергии, от первичной (нетварной или божественной) - до тварных или превращённых типов (эфирная, астральная, ментальная (психическая) и т.д.).

Таким образом, именно движение и превращение нетварных божественных энергий в живых организмах в другие типы тварной энергии (эфирная, астральная, ментальная (психическая) и т.д.). и обеспечивает психическую деятельность любого живого организма, физиологические, когнитивные, защитные, эмоциональные и наследственные функции.

Отсюда вытекает вывод о том, что повышение уровня биологической энергии благотворно действует на организм, оказывает целительное действие. Поэтому, накопление биологической энергии и поддержание её уровня в организме является одной из главных задач здорового образа жизни.

Откуда же берётся в олрганизме биологическая энергия, если согласно закона сохранения энергии, потенциал энергии души с рождения до смерти, как замкнутой сферы, неизменен ?

Оказывается, что при наличии неизменного общего потенциала биологической энергии в её нетварном виде (первичном), изменчивыми являются те самые превращённые виды и формы вторичной био-энергии (эфирная, астральная, ментальная (психическая) и т.д.).

Таким образом, источники поступления биологической энергии в организм можно определить следуцющим образом:

- от Бога (главный источник первичных или нетварных энергий),
- через биоэнергетическое взаимодействие (эфирное, астральное, ментальное, духовное)
- через пищу.

1. Поступление энергии от Бога является самым главным источником и фатором жизни, который обеспечивает изначальный потенциал энергии души и поддержку этого потенциала в течение жизни.

2. Поступление энергии через биоэнергетичесие взаимодействия (контакты с природой, физические упражнения, эмоции разных типов, общение, медитацию, молитву и т.д.) является скорее не столько источником поступления, сколько источником поддержания внутреннего биоэнергетического баланса через распределение уже превращённых типов биоэнергии.

3. Поступление энергии через пищу на фоне прочих типов "энергопитания", является способом обеспечения организма самыми грубыми типами энергии. Функции энергетического снабжения клеток организма выполнят митохондрии, осуществляющие окисление органических соединений и использование освобождающейся при их распаде энергии для генерации электрического потенциала, синтеза АТФ и термогенеза.

Таким образом роль митохондрий сводится к преобразованию химической энергии органических соединений в электрическую, но сами митохондрии работают на высшей божественной энергии. Энергия, поступающая в организм человека посредством пищи в дальнейшем пополняет психофизиологическую энергию и энергию меридианов, чакр и надей примерно в равных долях.

Говоря о системе распределения биологической энергии в организме, следует с грустью признать, что в христианстве и православии, при наличии знания о высшей (нетварной) божественной энергии, отсутствует и утрачено знание о характере движения и преобразования этой энергии в организме на уровне - душа - тело.

В то же время в азиатской и восточной традиици это знание сохранено. Наиболее глубоко энергетическая система организма человека изучена в ведической традиции. Согласно ей, энергетическая система человека включает в себя много компонентов и уровней: органы, меридианы, чакры, нади, эфир, астрал, ментал, буддхи, атма.

1. Основные органы организма (мозг, сердце, лёгкие, желудок, селезёнка, поджелудочная железа, печень, почки, толстый и тонкий кишечник, мочевой пузырь, и т.д.), обеспечивающие все психо-физиологические процессы являются основными потребителями биоэнергии.

2. Питание всех основных органов органов организма и стистем осуществляется с помощью основных 12 меридианов или главных энергетических каналов:

- ручной тай-инь канал легких;
- ручной ян-мин канал толстого кишечника;
- ножной ян-мин канал желудка;
- ножной тай-инь канал селезенки;
- ручной шао-инь канал сердца;
- ручной тай-ян канал тонкого кишечника;
- ножной тай-ян канал мочевого пузыря;
- ножной шао-инь канал почек;
- ручной цзюэ-инь канал перикарда;
- ручной шао-ян канал тройного обогревателя;
- ножной шао-ян канал желчного пузыря;
- ножной цзюэ-инь канал печени.
Все меридианы имеют выходы на поверхность тела и стставляют систему биологически активных точек, воздействуя на которые определённым образом, можно регулировать движение энергии в меридианах к соответствующим органам и системам. К сожалению в христианской (православной) культуре и традиции отсутствует знание о меридианной системе.

3. Питание всех меридианов осуществляется через систему чакр и надей. Чакры представляют собой сгущения проводников внутренней энергии (надей). Принято выделять 7 чакр, расположенных по средней линии туловища от основания позвоночника до макушки головы.

Чакры человека располагаются в следующих областях:

7 чакра (сахасрара)- в области темечка
6 чакра (аджна)- в центральной части лба
5 чакра (вишудха)- область горла (щитовидная железа)
4 чакра (анахата)- на уровне сердца, по центральной линии
3 чакра (манипура)- в области пупка
2 чакра (свадхистана)- в области лобка
1 чакра (муладхара)- область промежности

Как видно из схемы чакр, анахата занимает центральное положение во всей биоэнергетической системе человека. Именно по этой причине в христианской (православной) традиции наибольшее исследование получил именно это центр (духовное сердце), связанный с чакрой анахата, как местом соединения трёх сил души - ума, чувства, воли.

«Сия связь (сердца) не может утверждаться инуды (в ином месте), как в центре его существа, подобно тому как связь в часах утверждена на соотношении центров всех колес их. Если центр существа человеческого есть сердце, то им он входит в связь со всем существующим.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии, О силах чувствующих или о сердце, с. 425)

4. Нади – более тонкие проводники энергии, подобные нервным соединением, соединяющие в тонком энергетическом теле чакры со всеми органами и меридианами по которым циркулирует внутренняя энергия (прана). В йогической традиции насчитвают 64 000 нади.

Нади напоминают собой нервные связи центральной и периферической нервной системы, но являются нематериальными проводниками биологической энергии.

5. Движение в организме различных видов энергии (эфирной, астральной, ментальной и др.) в христианской традиции отдельно не рассматривается, а рассматриваются только высшие божественные энергии (нетварные) и характер их исхождения в виде благодати Святого Духа.

В то же время, вопрос движения и превращения в организме различных видов биологической энергии, включая психическую и божественную, представляет для исследования большой интерес.

Таким образом, биоэнергетическая система человека заключает в себе все виды биологической энергии в контуре человека (эфирную, астральную, ментальную (психическую), духовную (божественную)), а также вырабатываемую самим организмом, которые циркулируют по всей токопроводящей системе, получая первоначальной питание от нетварных божественных энергий, как высших (атмы).

Главным парадоксом всей биоэнергетической системы человека, завязанной на все уровнии нервной системы - от центральной до сознания, является то, что она управляется по общему нейронному принципу. Т.е. именно через нейросеть в организм и поступает и по внутренней нейросети организма распределяется и информация и высшая биоэнергия из единого превоисточника (от Бога).

Но самым парадоксальным феноменом биоэнергетики организма человека является тот, что внутрення нейросеть организма не ограничивается телом и нервной системой (центральной, вегетативной, перфирической, симпатической и т.д.) а, выходит за границу тела, образуя биологической кокон или контур живого организма.

Данный "кокон" или контур образованный из наиболее тонкой нейросети сознания образует то, что называется "биополем" или когнитивной сферой, поскольку фолрма "кокона" напоминает сферу или яйцо.
Именно эта сфера (яйцо), выходящая за границы тела, и является наиболее тонким структурным образованием, которое непосредственно контактирует с высшими нетварными божественными энергиями и именуется душой.
В данной связи вознгикает любопытный вопрос о том, а какая энергия поддерживает процесс мышления, как результат работы данной нейросети ?

Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что процесс мышления поддерживает тот вид биоэнергии, который именуется психической энергией.

Психическая энергия - это ещё не высшая (нетварная) божественная энергия, а одна из превращённых форм высшей энергии, которая выражена только в человеке, как наиболее близком к Богу сознании, созданном по Образу и Подобию.
Психическая энергия, вызывающая крайне высокий интерес в научной среде, в настоящее время не относится ни к одному из известных видов энергии, а потому академическая наука до сих пор считает, что психической энергии не существует:

Вот что на этот счёт говорит Большая Советская Энциклопедия: «Все исследования в области биоэнергетики основываются на единственно научной точке зрения, согласно которой к явлениям жизни полностью применимы законы физики и химии, а к превращениям энергии в организме — основные начала термодинамики» (БСЭ).

Всё, на что способна современная наука в отношении измерения психической энергии, как энергии сознания и восприятия человека, - это измерение электрических импульсов или проще говоря силы тока от работы мозга.

Эти импульсы настолько слабы, что пока с трудом фиксируются современными измерительными средствами, несмотря на их относительного высокий порог чувствительности. И главная задача нейронауки на сегодняшний день - это не понимание такой низкой энергозатратности мозга человека (~ 10 wt) при колоссальной интенсивности песихической деятельности.

Современные искусственные интеллектуальные системы, моделирующие нейросетевые процесы мозга, потребляют по словам Татьяны Черниговской в 50 - 70 раз больше электроэнегии, чем мозг. Решение данной проблемы пока не представяется взможным.
Вместе с тем, секрет такого низкого энергопотребления мозга уже даво известен всем духовным людям и людям, обладающим созерцанием, т.е. умеющим воспринимать энергию Вселеной.
Данный секрет связан с тем, что процесс мышления в действительности поддерживается и обеспечивается НЕ организмом человека, как предполагает академическая наука, а Богом, как высшим умом, который и питает (поддерживает) ум человека энергией духа.

Таким образом, ум человека биоэнергетически питается НЕ из одного, а из двух источников питания одновременно от организма иот Бога.
От организма он питается через митохондрии и все процессы усвоения пищи, а от Бога он питается через духовное сердце (чакру анахату), куда поступают лучи (эманации) ума, чувства, воли.
Таким образом, низкое энергопотребление работы человеческого ума связано с тем, что большая часть высшей биоэнергии, поддерживающей работу ума, является высшей божественной энергией (нетварной), котороая пока не может фиксироваться никакими известными средствами и технологиями.

Процесс исследования данного феномена двойственного питания сознания или энергетической природы процесса мышления нашёл отражение в трудах основателей психоанализа и в частности в работах Зигмунда Фрейда.
Предлагая данный термин (психическая энергия) З. Фрейд как раз и исходил из специфики энергозатраности процесса восприятия, как перемещения внимания, интереса и привязанности с одного объекта (или текущей деятельности) на другой.
Концепция психической энергии стала одной из важнейших для фрейдовской метапсихологии (для экономического и динамического её подходов), но при этом, однако, с течением времени в силу невозможности объяснения самой природы психической энергии, она вызвала критику.

В частности, ряд известных аналитиков требовали полного отказа от идеи существования «психической энергии», чего, в понимании Мура и Файна, в полной мере всё же так и не произошло.

Во фрейдовском понимании психической энергии (согласно Ч. Райкрофту) перемещение внимания, интереса, привязанности, мысли и т.д. объясняются тем, что в самой психике человека, запечатлевающей те или иные события и явления, как энергетические артефакты, как как бы содержатся в неком связанном (архивированном) виде некоторые количества энергии.

Данные энергии и являются "вложенными" в психические представления (постоянные, в определённой мере, образы нечто, ранее уже воспринимавшегося или же сам процесс создания таких образов) объектов.
По мнению Фрейда эти самые количества некогда вложенной в психику "архивированной энергии" разнятся в своей динамике и подвижности. В соответствии с концепцией «психической энергии», основные функции последней делятся на две группы:

мотивационную и инструментальную.

Первая функция выражается через разрядку или "психическое опорожнение" (когда накопление энергии достигает предельно допустимого значения).
Вторая функция (инструментальная) служит для поддержки самого процесса мышления и выполнения разнообразных функций в виде: обращения к памяти, построения мыслеформ (идей), определения смысла, перехода бессознательного в сознательное и т.д.

Таким образом, Зигмунд Фрейд, как один из основателей психоанализа, довольно глубоко проник в область понимания природы психической энергии, остановившись, практически, перед последним и самым сложным бастионом - уровнем первичных (нетварных) божественных энергий, которые имеют совершенно нематериальную природу и питают всё живое и осознающие, как энергии Духа.

На этом порог возможностей рационального познания биоэнергий заканчивается и открывается духовный (религиозный) уровень познания, связанный с пониманием природы божественых энергий и их растространением (эманированием) от Бога Отца..
Божественные энергии (нетварные энергии) – принятое в православном богословии обозначение Божественных действий от греч. energeia – действие, деятельность; т.е. сущностное «движение» природы, проявления Божественной сущности; но не сама Божественная сущность.
Иными словами, энергии Бога и есть нетварная Божественная благодать, исходящая из Божественной сущности.

Раскрывая бытие Бога, Православная Церковь не ограничивается указанием на одну непознаваемость Божественной сущности. Учение о непознаваемости и трансцендентности Божественной сущности, Церковь дополняет учением о доступности и имманентности Бога в Его энергиях.
Сам Богочеловек Иисус Христос на ряде икон изображён, как олицетворение совершенной человечности в ореоле (коконе) энергий совершенной божественности в полноте соединения одного (человеческого) с другим (божественным) в состоянии полной синергии (единства).

Таким образом, понятие когнитивной (душевно-духовной) сферы проводников высших энергий сознания не чуждо православию. Это говорит о том, что всё тело человека до последней клетки может быть обожено, т.е. превращено в энергию осознания.

Различение Божественной сущности и Божественных энергий можно обнаружить у большинства греческих отцов вплоть до первых веков существования Церкви. Вместе с тем наиболее полно его выразил св. Григорий Палама. Документальное закрепление это различие энергий и сущности Бога нашло в Актах Константинопольского собора 1351 г.

Следуя святому Григорию и Соборным Актам, между сущностью Бога и энергией Бога присутствует различие.
Божественная сущность не допускает причастности себе, безымянна и неименуема, едина, а энергии допускают причастие, именуемы, множественны и разнообразны.

Иными словами, ничто не может напрямую соединиться с Богом, ибо не выдержит силы энергий Бога, но может постепенно соединяться с Богом посредством соединения (причастия) божественным энергиям.
Парадокс энергетической природы Бога по св. Григорию в том, что единство Божественной сущности и энергий неслиянно, т.е. многочисленные энергии Бога не слиты в одно, а различие нераздельно, т.е. энергии Бога и невозможно разделить (вычленить) друг от друга.

Таким образом, прарадокс энергий Бога в том, что они нетварны как действие и не вносят разделения в саму сущность Бога и одновременно не нарушают Его простоты. Т.е. несмотря на видимые различия, и к энергии Бога и к сущности Бога также применимо имя «Божество».

Поскольку энергии Бога и есть нетварная Божественная благодать, исходящая из Божественной сущности, то именно Божественным энергиям приобщается христианский подвижник. Отсюда и сама Божественная сущность становится одновременно - и непричастна (недоступна) и некоторым образом причастна (доступна) человеку.

«Когда мы говорим, что божественная сущность приобщима не в самой себе, а в своих энергиях, мы остаемся в границах благочестия». (Св. Григорий Палама)
Таким образом, различение Божественной сущности и Божественных энергий обосновывает возможность причастия (достижения) Божественного естества, открывает перспективу благодатного обожения (энергетического изменения или преображения) человека.
Данный феномен нетварных энергий Бога и принцип их неслиянности и нераздельности святой Григорий Палама объясняет на примере луча Солнца, который будучи единым, содержит в себе все энергии Солнца, т.е. и светит и греет и пробуждает и оживотворяет, являясь не Солнцем, а исходящим от него лучом.

Аналогично и Бог (Отец), как высший Ум и Свет, превыше всего доступного пониманию и осознанию, эманирует, т.е. испускает Святой Дух в виде бесчисленных "лучей" (импульсов, команд, эманаций и т.д.), которые питают и поддерживают осознание всего живого и осознающего (одушевлённого).
«Мы же научились от отцов почитать нетварными все энергии Божии, если только кто не назовет омонимично энергией дело (ενεργημα), сиречь результат (το απιτελεσμα).

И когда мы говорим об одной единственной энергии у Бога, то подразумеваем ее объемлющей собой все их вместе. Ибо согласно отцам, как солнце своим лучом и освещает, и согревает, и пробуждает, и взращивает, и оживотворяет, так и Бог посредством единой энергии совершает (ενεργει) все. Так что, как насчет солнца, если и собирательно назовешь действующим луч, то скажешь [тем самым] обо всех [его действиях], и если назовешь все их, то с другой стороны скажешь об одном, так и применительно к Богу.

Поэтому-то и найдешь иногда одну и ту же божественную энергию приводимой в единственном числе, а иногда – в множественном» (Св. Григорий Палама, О божественных энергиях и их причастии)
Таким образом, первичной энергией жизни, поддерживающей все прочие биоэнергетические процессы в любом живом (одушевлённом) организме являются энергии Духа, как энергии Божественной благодати, исходящие от Бога Отца, как Солнца сознания Вселенной.

Говоря о Боге Троице, как Источнике энергии Вселенной, подобной незримому Солнцу высшего осозгнания, святой Григорий сравнивает Его с "движущимся Огнём":

«Ведь имя «Бог» (θεος) есть имя энергии, [производимое] от «бежать» (θεειν) и «окружать все заботой» или от «палить» (αιθειν), что означает «жечь», или от «созерцать (θεασθαι) все»14. Ибо Он, вневременно помыслив, созерцал «вся прежде бытия их» (Дан.13:42) и каждое, согласно Его вневременной и волеизъявительной Его мысли, которая есть предопределение, образ и план, приходит в бытие в предопределенное время» (Св. Григорий Палама, О божественных энергиях и их причастии)

Подводя итог своим рассуждениям о высших нетварных божественных энергиях, святой Григорий говорит о том, что все святые, в которых накапливаются и соединяются божественные энергии, становятся в конечном счёте сосудами и храмами Божества:

«поэтому храмами Бога и Сына и Святого Духа являются все святые, в которых обитает единая божественность и единое господство» (Василий Великий. Против Евномия, 5. PG 29, 761AB (р. п.: С. 220).)

0
0

  • « Оставить комментарий »

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *