Мы уже определили, что размышление на духовные темы не всегда является отличительным признаком духовного склада ума. Следует ответить на вопрос: «Наполнены ли наши умы такими мыслями?» (2Пет.1:8), Духовные помышления, возникающие время от времени, еще ничего не доказывают. Ощущение мира и покоя, которое, как говорит Павел, является следствием духовного склада ума, должно зависеть от степени наполнения нашего разума духовными помышлениями.
О неверующих Бог говорит: «…все мысли и помышления сердца их… зло во всякое время»(Быт. 6:5), Явные, неприкрытые грехи, которые совершают люди в этом мире, не раскрывают в полной мере порочности этого мира, Истинная мера порочности видна в многочисленности и разнообразии злых, порочных мыслей, которыми наполнены умы неверующих.
Не существует большего доказательства духовности ума, чем полная перемена направления наших мыслей.
Недостаточно перестать делать некоторые грехи; человек может быть исцелен от одной болезни и, однако, может умереть от другой. Необходимо полное излечение и восстановление здоровья. Павел советовал верующим в Эфесе: «…исполняйтесь Духом» (Еф.5:18). Если мы имеем духовный склад ума, то наш разум будет наполнен мыслями о духовном. Изобилие таких мыслей — вот что важно.
Итак, мы обязаны задать вопрос: «Как мы можем знать, есть ли у нас это доказательство духовного склада ума?» Я отвечаю: прочитайте Псалом 118 и поразмышляйте о нем. Обратите внимание на то, как Давид постоянно выражает свое восхищение Законом Божьим. Можете ли вы сказать то же, что и он? Не оправдывайтесь, говоря: «Давид был особенным человеком; мы не можем быть такими, как он». Насколько я знаю, мы обязаны быть такими, как Давид, если хотим наслаждаться тем блаженством, которым он сейчас наслаждается! Библия была написана не только для того, чтобы показать, какими были святые тогда, но также и для того, чтобы показать, какими должны быть святые, живущие сейчас.
Я хочу предложить несколько тестов, с помощью которых мы можем проверить самих себя. Например; какая часть всех наших мыслей посвящена духовным вещам? Мы говорим, что нас больше всего интересует духовное, небесное и вечное. Не должны ли наши мысли отражать этот приоритет, будучи, главным образом, духовными мыслями?
Задумайтесь на мгновение о том, какие приоритеты у неверующих. Все их мысли целиком поглощены повседневными заботами. Часто говорят, что чем больше люди думают о повседневных делах, о своих детях и о своем будущем, тем лучше. Но такой образ мыслей не является признаком духовного склада ума.
Возможно, некоторые захотят спросить: «Должны ли мы столько же размышлять о духовном, сколько мы размышляем о позволительных и законных вещах, имеющих отношение к нашей земной жизни?» На это я могу ответить, что; мы должны как можно больше и как можно чаще размышлять о духовном, если действительно хотим иметь духовный склад ума.
Что бы вы подумали о человеке, делающем вид, что он направляется в ту страну, где его ждет наследство, но все разговоры которого посвящены лишь тем незначительным вещам, с которыми ему придется расстаться, когда он отправится в этот путь?
Спаситель запрещает нам чрезмерно заботиться о земных делах, так как наш Отец Небесный может позаботиться о них Сам. Наши умы не должны быть заняты мыслями о материальном в той же степени, в какой они должны быть заняты мыслями о духовном(Мф.6:31-33).
Многие мысли неверующих являются пустыми и бесполезными и возникают вследствие гордости, эгоизма или плотских похотей. Если вы думаете, что я был слишком суров и категоричен, когда сказал, что люди, имеющие духовный склад ума, должны больше и чаще думать о духовных, нежели о законных, позволительных вещах, имеющих отношение к нашей земной жизни, тогда задумайтесь о том, как в процентном отношении соотносятся ваши мысли на духовную тему с мыслям плотскими и бесполезными. Сознательно ли и добровольно вы уделяете большую часть своего времени духовному? Если нет, то можете ли вы называть себя верующими, имеющими духовный склад ума?
Мы можем также спросить себя, предаемся ли мы духовным помышлениям, когда остаемся одни и когда свободны от своих обычных дел? Даже у самых занятых людей бывает время, когда они находятся в тишине и покое, хотят они того или нет. Это мгновения после пробуждения или перед отходом ко сну, минуты и часы, проведенные в дороге, а также те периоды времени, когда обстоятельства вынуждают их оставаться наедине с самими собой.
Если у нас есть духовный склад ума, тогда духовные помышления будут автоматически и регулярно требовать от нас, чтобы мы уделяли им определенное время (Вт.6:7; Пс.15:7-8). Если этого не происходит, то не говорит ли это о том, что наш разум мало интересуется духовными вещами?
Верующие поступают хорошо и правильно, когда регулярно уделяют определенное время для размышлений на духовные темы. Но если мы полагаем, что нам не нужно давать места духовным мыслям в какое-либо другое время, то можем ли мы говорить о духовном складе ума? Вот почему я думаю, что мы должны проверять самих себя, наблюдая, что происходит с нами, когда у нас неожиданно появляется время, в которое мы свободны от наших обычных, повседневных занятий.
Третья проверка состоит в том, чтобы спросить самих себя, скорбим ли мы о тех периодах времени, которые могли бы посвятить духовным размышлениям, но не сделали этого по каким-то причинам? Удовлетворимся ли мы рассуждениями о том, что эти упущения были неизбежными, и не будем больше думать о них? Если мы так поступаем, то это приведет нас к тому, что мы будем упускать все больше и больше благоприятных возможностей поразмышлять на духовные темы, и затем мы совершенно охладеем ко всему духовному.
Те, кто действительно имеет духовный склад ума, будут сильно огорчены, когда поймут, что упустили время, которое можно было посвятить духовным размышлениям. «Как глупо было, — скажут они, — упустить такую возможность! Как мало времени мы проводим теперь в размышлениях о Христе!» Мы еще не совсем хорошо понимаем, какую радость, какую уверенность, какую готовность перейти на небо мы бы имели, если бы использовали каждый удобный случай, чтобы подумать о духовном!
Итак, мы установили один из признаков духовного склада ума, а именно: если духовные помышления естественно и в обильной мере возникают в разуме человека и если они возникают во всякое время, тогда у него есть все основания верить, что их источником является здоровый духовный ум.
Развитие духовных помыслов
Мы часто замечаем, как наши мысли блуждают, переходя от одной темы к другой, даже когда мы приняли твердое решение размышлять только о духовном. Мы знаем, что нам следует делать, но часто не хотим этого делать. А иногда мы даже не знаем, что именно нам следует делать. Поэтому я хочу предложить несколько основных принципов.
Для начала мы должны поразмышлять о том, насколько важно для нас понимать значение того, что говорит нам Бог с помощью предопределенных деяний, совершаемых Им в этом мире.
Бедствия и несчастья являются выражением Божественного гнева, вызванного нечестием, царящим на земле (Ис.26:11). Подобные события также учат, что земные удовольствия и удобства весьма ненадежны и не могут быть единственной целью в жизни. Только неразумный путешественник не поверит, что приближается буря, видя, как собираются грозовые тучи. Разумней было бы постараться понять, что говорит нам Бог, не дожидаясь, когда станет слишком поздно. Как тогда должны мы реагировать на каждое бедствие? Если трагические события, происходящие в этом мире, являются следствием нечестия, которое так широко распространилось по земле, то мы должны исследовать свои сердца, чтобы быть уверенными в том, что мы сами не причастны к происходящему. Всегда легко осуждать грехи других людей, однако буря разыгралась на море вследствие тайного греха Ионы, а не грехов матросов, находившихся на корабле (Ион.1:12).
Мы должны реагировать на бедствия, проявляя готовность подчинить самих себя и все свои дела воле Божьей, и не слишком сильно прилепляться к земным удобствам и удовольствиям. Мы, конечно же, не сможем так поступать, не имея духовного склада ума.
Однако как много тех, кто заявляет о своей духовности во всех сферах жизни, кроме этой! Это единственное отрицательное обстоятельство сводит на нет сотни положительных доказательств и признаков духовности (Мк.10:21).
Второй принцип заключается в том, что мы должны прилагать все усилия к тому, чтобы тщательно обдумывать искушения и испытания, которым мы подвергаемся. Каждому больному хочется узнать, что собой представляет его болезнь и как можно вылечиться. Не должны ли мы таким же образом заботиться о своем духовном здоровье? Здесь возникает некоторая проблема: чем больше мы думаем о том, что является искушением для нас, тем скорее впадем в искушение, потому что искушения обретают силу над нами, если мы постоянно думаем о них.
Поэтому я советую думать о тех вещах, которые искушают нас, только тем, кого они действительно сильно тревожат и кто искренне желает победить их. Есть особый способ преодоления данной проблемы.
Верующие, которые подвергаются сильным искушениям, не должны думать о природе греха, соблазняющего их. Вместо этого они должны думать о вине греха, чтобы смириться, и о силе греха, чтобы обрести силу Христа, которая необходима для победы над грехом. Избавление от искушений приходит только через веру в Христа, Который дает нам способность побеждать (Евр.4:15-16).
Есть два вида искушений, и все мы рано или поздно подвергаемся им. Иногда Бог предопределяет человеку пройти через необычайные искушения, делая это для особой цели (хотя Сам Он не искушает никого). Эти искушения допускаются Им для того, чтобы верующие могли узнать, насколько они слабы, и стали настойчиво искать Бога. Случаются также и обычные искушения, которые часто вообще не кажутся нам искушениями, если мы не имеем достаточно зрелого духовного ума, чтобы распознать их и противостать им. Например, даже самые лучшие христиане не всегда могут избежать гордости, когда добиваются успеха. Существуют также искушения, в которые обычно впадают богатые; а есть искушения, которым подвержены в основном бедные люди (Пр.30:8-9).
Третий принцип состоит в том, что мы должны наполнять свой разум библейскими истинами. Например; нам следует как можно больше думать о небе: о его реальности, его сущности и о нашем будущем блаженстве, которым мы будем наслаждаться там. Духовный склад ума — это небесный склад ума (Кол.3:1-2).
Многие христиане пренебрегают этой обязанностью, что является следствием либо незнания, либо отсутствия желания исполнять свой долг. Они несведущи в этом не потому, что не могут узнать и понять, что от них требуется, а потому, что проявляют беспечность и нерадивость.
Если мы регулярно размышляем о небе, то можем ожидать, что это принесет свои плоды. Это похоже на ситуацию с ярким светом. Если долго смотреть на него, то потом на какое-то время перестаешь видеть окружающие предметы. Так и всякий, кто размышляет о славе небес, обнаружит, что его желания и стремления к земному уменьшились. Например, вера становится сильнее, когда мы размышляем о небе. Поэтому; чем больше верующие будут думать о небе, тем больше они будут стремиться туда. Те же, кто не размышляет о небе достаточно часто, не думают о нем со всей искренностью и не стремятся оказаться там.
Следствием сильной веры становится твердая надежда. Новый Завет представляет надежду не как что-то неопределенное и неясное, но как уверенность, которая возрастает с помощью веры. И если у верующих иногда нет твердой надежды, значит они не слишком часто думают о том, на что должны возлагать свою надежду (Рим.5:2).
Представьте себе группу людей, направляющихся в страну, в которой они рассчитывают хорошо жить. Некоторые из них знают очень мало об этой стране, другие же использовали любую возможность, чтобы как можно больше узнать о ней. Поскольку путешествие трудное, изнурительное и временами даже опасное, то люди, знающие очень мало о конечной цели своего путешествия, легко могут впасть в отчаяние и сдаться. Но у тех, кто имеет ясное представление о том месте, куда он направляется, достаточно сил пройти через все трудности и выстоять до конца. Таким образом; если верующие часто размышляют о небе, то это делает их сильными в периоды страданий и гонений (Евр.12:2).
Есть много способов, используя которые они могут справиться с незначительными бедами и переживаниями, однако если сильные гонения или смерть угрожают им, тогда только небесный склад ума сможет принести им облегчение и утешить их (2Кор.4:16-18)!
Еще одно преимущество, которое имеют верующие, часто размышляющие о небе, состоит в том, что они все меньше и меньше испытывают любовь к земному (Лк.14:26).
Я не говорю здесь о тех, кто всеми силами стремится накопить богатство в этой жизни. Никто никогда не скажет о таких людях, что они обладают духовным складом ума. Я имею в виду тех, кто проявляет интерес к духовным истинам, кто добивается материального благополучия законным и честным путем, кто живет скромной, размеренной жизнью. Нет ничего плохого или предосудительного во всем, что они делают, однако иногда они просят извинить их за то, что они не могут пожертвовать на благотворительные дела, потому что у них есть семьи, о которых им надо заботиться. Они также могут попросить, чтобы их освободили от церковных обязанностей, поскольку они слишком заняты.
Я, конечно же, не говорю о том, что верующие должны пренебрегать своими семьями или делами. То, что требуется от них, не лишит их семьи необходимой материальной поддержки и не причинит вреда их делам и работе! Но приводя такие извинения, они показывают тем самым, что отдают предпочтение нынешней, земной жизни, а не жизни будущей. Если наша любовь к этому миру, выдвигая доводы, которые кажутся нам вполне разумными, мешает нам видеть, что мы любим мир слишком сильно, тогда в нас нет по-настоящему духовного склада ума.
Печально видеть верующих, свободно рассуждающих о духовных вещах и поступающих по-христиански, но при этом отказывающихся участвовать в исполнении духовных обязанностей, хотя эти обязанности не стоили бы им и одного процента от их земных удовольствий. Итак, мы рассмотрели четыре преимущества, которыми обладают верующие, серьезно размышляющие на духовные темы. Мы не можем иметь духовный склад ума, если не поступаем так. Поэтому на следующих страницах я хочу дать несколько практических советов, которые будут полезными для тех, кто хочет размышлять о духовном.
Джон Оуэн. Размышляя о духовном